Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чупинский детский сад
186670, Республика Карелия, Лоухский район, п.Чупа, ул. Приозёрная, д 7а
тел.: 881439-3-3-12-19, 3-13-55; e-mail: chupa-detsad@mail.ru; сайт: www.chupa-detsad.ru
Краткая презентация
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Чупинский детский сад
(МБДОУ Чупинский детский сад)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Чупинский детский сад (далее – АОП ДО)
определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 7 лет в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении Чупинский детский сад (далее –
МБДОУ Чупинский детский сад).
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013г. №1155), (далее - ФГОС)
Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования от 24.11.2022г. №1022
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036
Особенностью АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад является реализация
общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психического развития детей с тяжелым нарушением речи (далее - ТНР) и задержкой
психического развития (далее - ЗПР).
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад определяет требования к объему,
содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно
– воспитательного процесса., также определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми
нарушениями речи и задержкой психического развития в различных видах деятельности.
Целью АОП ДО является обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Основные задачи АОП ДО:
1. Реализация содержания АОП ДО;
2. Коррекция
недостатков
психофизического
развития
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
4. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
5. Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7. Формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
В структуре АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад выделено три основных
раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел АОП ДО включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения АОП ДО, определяя цель и задачи, принципы и подходы к
формированию программы, значимые характеристики для разработки и реализации
программы, целевые ориентиры.
Содержательный раздел АОП ДО включает описание коррекционно –
развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР и ЗПР в
социум, и направлена на достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР и ЗПР,
формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений
ребенка к миру, к другим людям, к самому себе, содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР и
ЗПР в условиях дошкольных групп комбинированной направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся дошкольного
возраста, возможность общего образования.
4. Программа обеспечивает образования обучающихся дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого – педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР и ЗПР, особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы организации.
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад предусматривается разностороннее
развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика
вторичных нарушений, развитие личности, различных видах деятельности. В АОП ДО для
обучающихся с ТНР и ЗПР включает следующие образовательные области:
1.Социально-коммуникативное развитие;
2.Познавательное развитие;
3 Речевое развитие;
4.Художественно-эстетическое развитие;
5.Физическое развитие.
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад ориентирована на специалистов и
воспитателей МБДОУ Чупинский детский сад, где обучаются дети с ОВЗ..
АОП ДО содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад предполагает интеграцию обучения и
воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется принципов
дошкольного образования, зафиксированных в ФГОС ДО. Реализация АОП ДО создает
основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы
и реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду, во всех видах
деятельности
дошкольника,
обозначенных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте дошкольного образования.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП ДО:
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад ориентирована на детей с
ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и
задержкой психического развития (ЗПР) в возрасте от 3 до 7 лет (возрастные и иные
значимые характеристики отражены в АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад).
Обучающиеся с ОВЗ посещают группу комбинированной направленности МБДОУ
Чупинский детский сад - после прохождения и заключения ПМПК, которая определяет
сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому
ребенку.
В МБДОУ Чупинский детский сад функционирует одна группа комбинированной
направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Решение о направлении детей в течение года в ПМСС для прохождения ПМПК
принимается на основании заключения психолого-педагогического консилиума МБДОУ
Чупинский детский сад с согласия родителей (законных представителей).
При возникновении трудностей в освоении ребенком содержания основной
образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Чупинский детский сад в
группах общеразвивающей направленности - специалисты, осуществляющие его
психолого - педагогическое сопровождение, дополняют содержание программы
соответствующим направлением индивидуальной работы. В случае появления стойких
затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками ребенок
направляется на комплексное обследование в ПМСС с целью выработки рекомендаций
родителям (законным представителям) и специалистам по его дальнейшему обучению и
воспитанию, а также осуществлению программы коррекционной работы.
Содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ планируется с
учетом результатов психолого-педагогического обследования, позволяющего выявить
потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносится с
требованиями основной образовательной программы МБДОУ Чупинский детский сад.
Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ дети с ОВЗ принимаются на
обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. При этом заключение
ПМПК для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный
характер, а для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления и образовательных организаций является основанием для создания
специальных условий (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082). Основаниями для создания специальных условий для
обучения детей с ОВЗ (и/или инвалидностью):
- нормативные требования ;
- заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 );
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов
Принципы и подходы к формированию АОП ДО:
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ
Чупинский детский сад построена на следующих принципах:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с
семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей;
принцип развивающего образования, реализующийся через деятельность каждого
ребенка в зоне его ближайшего развития; - соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности, то есть достижение поставленных целей и решение задач
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному «минимуму»;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра;
принцип непрерывности образования обеспечивает связь всех ступеней
дошкольного образования, от раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и
подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к
концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит
ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение
принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми
определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника
качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности,
инициативности, самостоятельности, произвольности и др.;
принцип системности.
В основу АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад положены деятельностный и
дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
признание того, что развитие личности детей с ОВЗ зависит от характера
организации в воспитательно-образовательном процессе доступной им деятельности, в
первую очередь игровой;
разработку содержания и технологий дошкольного образования детей с ОВЗ,
определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня
личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных
потребностей;
достижение результатов освоения адаптированной образовательной программы
дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования,
представленных в виде целевых ориентиров;
- разнообразие организационных форм воспитательно-образовательного процесса и
индивидуального развития каждого ребенка с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в различных видах детской деятельности.
Задачи адаптированной основной образовательной программы МБДОУ Чупинский
детский сад решаются через вариативные формы специального сопровождения детей с
ОВЗ. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия
специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей детей с ОВЗ, и удовлетворению их особых
образовательных потребностей. Предусматривается возможность гибкой смены
образовательного маршрута, программ и условий воспитания и образования.
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста, направлена на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию
недостатков в физическом и психическом развитии детей.
АОП ДО определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), требования к условиям реализации АОП ДО, также направлена на создание
условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации,
его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами
деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребенка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ Чупинский детский сад
заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных
представителей);
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равно ответственность родителей (законных представителей) и педагогов.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основная цель взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ Чупинский
детский сад с семьёй заключается в:
обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи
Достижение цели осуществляются через решение основных задач:
1. Информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей детского сада, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, о мерах государственной поддержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в детском
саду.
2. Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого – педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей.
3. Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи.
4. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач.
5. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Целесообразно сказать о том, что оказать посильную помощь родителям (законным
представителям) в процессе воспитания и развития детей, сделав их своими партнёрами в
общем деле. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в
образовательную и воспитательную деятельность, посредством создания поддержки
образовательных инициатив семьи.
Система взаимодействия с родителями (законными представителями) включает:
ознакомление родителей (законных представителей) с результатами работы на
общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни
образовательной организации;
ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы
детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий,
работы родительского комитета
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и
открытых занятиях.
Формы и активные методы сотрудничества с родителями (законными
представителями)
Взаимодействие с
родителями (законными
представителями)
Нормативно – правовая
деятельность
Информационно –
Формы взаимодействия с родителями (законными
представителями)
Знакомство родителей (законных представителей) с
локальной нормативной базой МБДОУ Чупинский детский
сад.
Участие в принятие решений по созданию условий,
направленных на развитие МБДОУ Чупинский детский сад.
Вовлечение семьи в управление МБДОУ Чупинский детский
сад: планирование, организацию образовательного процесса,
оценку результата освоения детьми образовательной
программы.
Определение и формулирование социального заказа
консультативная
деятельность
Просветительская
деятельность
Практико –
ориентированная
методическая
деятельность
Культурно – досуговая
деятельность
Индивидуально –
ориентированная
деятельность
родителей
(законных
представителей),
определение
приоритетов в содержании образовательного процесса.
Анкетирование, опрос родителей (законных представителей).
Информационные стенды для родителей (законных
представителей).
Подгрупповые и индивидуальные консультации для
родителей (законных представителей).
Презентация достижений.
Лекции, семинары, мастер – классы, тренинги, педагогическая
гостиная, конкурсы.
Родительские собрания.
Совместная разработка учебных пособий и дидактических
игр.
Круглые столы.
Информационные буклеты для родителей (законных
представителей).
Ширмы, папки, памятки.
Размещение информации на сайте МБДОУ Чупинский
детский сад, в пабликах группы.
Дни открытых дверей
Практические семинары
Детско – родительские проекты
Конкурсы
Физкультурно – спортивные мероприятия
Музыкальные праздники
Фестивали
Акции
Экскурсии игровые семейные конкурсы
Викторины
Развлечения
Традиции группы
Конкурсы семейных рисунков
Выставки семейных достижений
Проектная деятельность
Организация выставок детских работ
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о
дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказать
друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся
педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
АОП ДО МБДОУ Чупинский детский сад размещена на официальном сайте
учреждения http:// www.chupa-detsad.ru